Понедельник, 29.04.2024, 11:40
Главная
Регистрация
Вход

Народный хор славянской песни.
Руководитель заслуженный работник
культуры Украины, композитор
Николай Васильевич Шипков.
г. Харьков
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Друзья моего сайта
  • Наши видеозаписи
  • Вечерний Харьков
  • Национальный заслуженный академический народный хор Украины им. Верёвки
  • Кубанский казачий хор
  • Государственный академический народный хор имени М. Е. Пятницкого
  • Официальный блог
  • Поделиться

    Песня его – жизнь


              Сейчас, с высоты прожитых Николаем Васильевичем Шипковым лет, рельефно выделяется его тяжелое послевоенное детство в многодетной семье уральского шахтера. Отец был достаточно культурным человеком, мастерски играл на гармонике и всей душой желал, чтобы каждый из пяти его сыновей достойно овладел этим инструментом. Детство маленького Коли проходило в маленьком городе Гремячинске Пермской области. А долгими зимними вечерами, когда взрослые собирались на посиделки, Коле там не было места. Приходилось забиваться в дальний угол и смущённо оттуда наблюдать за поступками взрослых. Уже тогда всем существом он хотел походить на старших. Но детские годы текли медленно... Еще до школы мальчик самостоятельно овладел гармоникой. Коля заслужил высокий авторитет среди сверстников шахтерского поселка, потому частенько его приглашали быть гармонистом на гуляниях и свадьбах. Но никто не предсказывал Николаю музыкальное будущее. Он станет, как и отец, шахтером, на одной из шахт, расположившихся вдоль реки Гремячки. А искусная игра на гармонике – так это уже родовое, от которого не избавиться, не объехать...

             Вон его братья, Виктор и Аркадий, стали шоферами, зарабатывая дополнительную копейку к зарплате. А они-то владеют гармоникой не хуже отца... Такие мысли овладевали Николаем. Детское воображение рисовало его рядом со старшим братом, который в то время перешел работать в лаву, сильными руками добывал уголь. А гармошка – это так, для развлечения, для души. Сама уральская природа, среди которой рос мальчик, побуждала к песне, заставляла по-иному смотреть на родную сторонку, по своему воспринимать голоса лесных птиц, когда они ходили за грибами или ягодами к тому полосатому высокому столбу, показывающему границу между Азией и Европой. Зеленые горы волнистой грядой бежали на юг и растворялись в вяжущем соцветии красочных облаков. Где-то там был областной центр – старинный промышленный город Пермь.

              – Запомнились дни учебы в родном Гремячинске, – скороговоркой вспоминает мой собеседник Николай Васильевич Шипков, – воспоминания связаны с чувствительной личностью нашего директора музыкальной школы Владимира Васильевича Коновалова. Когда-то судьба меня уже сводила с ним: даже решил бросить учебу в музыкальной школе из-за нехватки средств в моей семье, которую тянула одна мать. Отец рано умер, а надо было кормить пятерых... Владимир Васильевич внимательно выслушал мои спешные доводы-выводы, вытер рукой слезы на моих глазах, а потом сказал такие слова, помню их и сейчас: «Ты станешь хорошим музыкантом! Приходи и учись...» Он зачислил меня на бесплатное обучение, и видимо поэтому я не пропускал ни одной репетиции народного хора, которым руководил наш директор. Уже тогда я сказал себе: "Буду как Владимир Васильевич!"
              Быстро летели годы обучения в шахтерском Гремячинске. Трудно было совмещать среднюю школу с обучением в музыкальной школе. Только доучившись до восьмого класса, Николай оказался перед вопросом о дальнейшем обучении. Уже заранее знал четырнадцатилетний юноша: оно будет происходить в знаменитой Перми – в Пермском музыкальном училище, – куда он непременно поступит. Пророческие слова В.В. Коновалова сбывались. Хорошо вызубрив сольфеджио и на скорую руку повторив некоторые вопросы по теории музыки, Николай поехал в областной центр. Долго не пришлось искать. Музыкальное училище было в заводском районе. Документы приняли сразу без лишних вопросов и беготни.
              – Началось обучение на хормейстерском факультете, – вспоминает седовласый Николай Васильевич, – я как-будто оказался в странном сне... К нам как-то из Свердловска приехал композитор Воронов, автор известного в те времена "Солдатского вальса". Мне так понравилось это произведение, что и сам захотел писать песни. Это было мощным толчком в моем становлении как музыканта, – продолжает вспоминать мой собеседник.
               С самого начала обучения в Пермском музыкальном училище у Николая не хватало средств для дальнейшей жизни, студенческая стипендия была слишком маленькой, даже не хватало денег платить за квартиру. Вот тут и возникла у юноши из Гремячинска навязчивая мысль – параллельно с учебой найти какую-то работу. Хорошо бы, чтобы нашлась работа именно баянистом или концертмейстером на одном из крупных заводов города Перми. Мама хотя и помогала, но какую же долю своего дохода она могла отнять от семьи, чтобы сын Николай не бедствовал?
             Много друзей по музыкальному училищу уже работали, совмещая свою работу с учебой. Они и нашли для Николая свободное место баяниста при хоре паровозного депо "Пермь-2". Работал самоотверженно.
    Выкладывался полностью. Не хватало профессиональных знаний для дальнейшей творческой работы. Это заставляло студента Шипкова хорошо учиться, впитывая все знания, которые давались в музучилище. Результаты не замедлили долго себя ждать, и уже через год Николай Шипков был приглашен руководителем хора Дворца культуры большого завода имени С. Орджоникидзе, где работал вплоть до окончания училища в 1960 году.
             – Судьбоносная тропа привела меня к известному в ту пору среди местных музыкантов Шейнеру Александру Моисеевичу, – будто выхватив что-то из памяти, говорит Н. Шипков. – Он был директором этого дворца культуры, что позволяло ему играть запретную музыку в эстрадном оркестре, которым руководил он со дня создания. Александр Моисеевич мастерски играл на тромбоне. Будучи хорошим музыкантом, прислушивался к молодым. Вот тогда в его поле зрения попал и я, потому что хорошо играл на баяне и пробовал делать оркестровки для оркестра, чтобы уши привыкали не только к хору, но и к джазовой музыки. В джазе каждый музыкант является импровизатором. Мне приходилось учиться у них. Особенно белой завистью я смотрел на Шейнера, как он владел инструментом, импровизировал на нём. По моему мнению, здесь и заложились у меня элементы композиторской деятельности, что помогает в жизни и сейчас.
             С жадностью и творческим запалом накапливал необходимые знания Николай Шипков, ходя в библиотеки, в местный оперный театр, а также играя прогрессивную современную музыку в оркестре. Тогда посещение концертов таких певцов, гастролировавших на Урале, как Людмила Гурченко, Владимир Трошин, Иосиф Кобзон и Леонид Утесов, помогли молодому Шипкову в профессиональном росте и развитии. Уже на следующий день оркестр имел ноты и играл песни из репертуара известных артистов. И музыкально-педагогический опыт преподавателей Пермского музыкального училища, который базировался на глубоких традициях музыкальной жизни города, заложил в чуткую душу молодого музыканта дальнейшее содержание его жизни: уверенно идти к вершинам собственной профессиональной деятельности. С тех давних времен, приобретая год за годом опыт, входя в разножанровый репертуар, Н. Шипков во всей свойственной ему широте возможностей всегда остается верным избранному жанру, прибавляя к его основе новый интонационный опыт, обогащая новыми музыкально-художественными оттенками.
             – Песня порождает добрые и мудрые слова, хотя их немного, но слова эти надо впитывать встревоженным сердцем вдохновенно, тогда и происходит у каждого слушателя восприятие песни как носителя добра – говорит Николай Васильевич Шипков.
             А пока шел 1960 год. Последний год учебы в училище. По назначению надо было ехать в Комсомольск-на-Амуре или идти служить в армию. Но опять с Николаем Шипковым произошел судьбоносный случай, который перевернул дальнейшую жизнь молодого музыканта. К нему на выпускном вечере подошла классный руководитель Лариса Александровна Ложникова. Хотя ей исполнилось только тридцать весен, она подавала большие надежды как музыковед, сама была коренной харьковчанкой, выпускницей Харьковской консерватории. Увидев на лице выпускника Шипкова какую-то неуверенность, а в глазах растерянность, она спросила: "Отчего это?" А когда узнала, то посоветовала своему подопечному Николаю попробовать поступить в Харьковскую консерваторию.
             – На дорогу к неведомому Харькову денег у матери не просил, потому что заработал сам. Со стажем два с половиной года я приехал в город, который полюбил навсегда, – весело говорит Николай Васильевич, так что чертики в его мудрых глазах заиграли бодрым оптимизмом. – Но харьковчане у меня даже не приняли документы. Стою и чуть не плачу... Только тогда, когда показал трудовую книжку, которую далеко-далеко спрятал, чтобы не похитили, бывает в дороге, – у меня приняли документы.
               И опять помогает судьбоносный случай... Среди большого количества абитуриентов нужно было выбрать только пятерых, которые уже этой осенью станут полноправными студентами. А к заветному финишу, то есть с одинаковыми экзаменационными баллами, пришли семеро. Перед экзаменационной комиссией возникла настоящая проблема: абитуриенты сильны и по-своему каждый из них интересен, одарен. Любая консерватория будет гордиться такими студентами. В эту семерку попал и девятнадцатилетний Шипков – с далекого Урала. Подобную же участь судьба уготовила и для Лео Крузмана из Эстонии.
             – Нет. Нас не примут, потому что мы чужие!.. – повесил нос Николай. В мыслях были картины возврата в Гремячинск к скрипучим и широким воротам, у которых провел не один вечер среди местных детей. Особенно жаль было маму, которая тихими словами благословила сына на "харьковские подвиги". А как он посмотрит в доверчивые глаза Ларисе Александровне Ложниковой, побудившей его приехать именно в ее родной город Харьков; ведь он же непременно встретит ее в Перми? С такими мыслями Н. Шипков переночевал первую ночь после экзаменов. А когда зарделась заря нового дня, Николай был уже на ногах. Что нового он ему принесет? Да и сам город по рассказам Ложниковой славился своим гостеприимством, вдохновленной искренностью харьковчан...
    Утро начиналось загадками и недомолвками. Но уже в этот день Николай узнал, что зачислен на первый курс хормейстерского факультета консерватории.
    – Я присутствовал на ваших экзаменах. – Весело заявил Николаю при встрече в тот же памятный день ректор Харьковской консерватории А. Д. Лебединец. – Мне понравилась ваша манера управления хором, я сам по образованию хоровик, – признался ректор, подойдя к большому окну. – Там буяет лето. Запомните этот день! Я звонил в Киев, и мне разрешили принять вас за счет других факультетов.
             Все. Далее голоса ректора Николай не слышал. Он словно провалился... Мечта сбылась... Несколько месяцев быстро пролетят, и юноша с Урала станет преодолевать курс за курсом в наивысшем музыкальном заведении.
             Параллельно с учебой в харьковской консерватории перед Николаем встал мучительный вопрос: где жить? Ведь никакой помощи из дома не следует ожидать, потому что там сами едва концы с концами сводят... Опять все решает внезапная встреча с пятикурсником консерватории Юрием Куликом, который уже руководил хором дома культуры завода "Серп и Молот". Николай был приглашен Куликом концертмейстером, а через год студент Шипков стал управлять хором народной песни завода "Серп и Молот".
             
    - Я никогда не сомневался, ведь у меня уже был опыт еще из Перми, - вспоминает наш юбиляр.
              В бытность студентом Шипкову приходилось подрабатывать в различных песенных коллективах нашего города. В Харьковском учетно-кредитном техникуме он руководил самодеятельным хором. Его внимание привлекла смуглая девочка с красивыми глазами Анна Ивановна Шевченко.

    – Так мы и поженились в 1962 году – весело говорит седовласый Николай Васильевич. – С тех памятных времен на меня смотрят любимые карие глаза. Они стали моими единомышленниками и помощниками в этой непостижимой обыденности ... А в 1963 году я стал отцом – у нас родился сын Сергей. Создалась крепкая семья, с которой сейчас шагаю по жизни. Уже и внуки есть... – Последние слова будто подбадривают моего собеседника, и он добавляет:
    – Ежедневность не сильно влияет на работу нашего хора. Скорее – наоборот.

              В течение 60-х годов прошлого века в СССР пышным цветом расцветал "академический жанр", результатом чего явилась идеологически выдержанная по тематике песня. В её композиционном решении сочеталось традиционное смешение разных жанров – массового, фольклорного и академического. Главным жанром в жизни студента Шипкова становилась массовая песня. Обучение именно на хормейстерском факультете и решало все проблемы, которые возникали на профессиональном пути молодого творца. Творческая дружба с известным харьковским поэтом Борисом Котляровым родила песню о Харькове – "Город рабочей славы" – и была первым песенным произведением, которое спели многочисленные хоровые коллективы области.
             Николай Шипков еще тогда, в далекие годы студенчества, понял, что ему одному самостоятельно не достичь успехов в хоровой деятельности. Поэтому смело с различными вопросами обращался к ученым с хоровой кафедры – Александру Тимофеевичу Середе, Зиновию Давидовичу Заграничному и Юрию Ивановичу Кулику. Они были сильными музыкантами, грамотными специалистами, мастерски владели своей профессией и стали первыми советчиками для Николая, давая ему знания, как нужно вести себя в соответствии с возможностями хорового коллектива. На всю жизнь заложили-растолковали представление об украинской музыкальной классике.
             – Настоящий же хоровой руководитель проявляется прежде всего в точном чувстве стиля и жанра исполняемого произведения. Избегай копирования и находи индивидуальное творческое решение, – слышит через полвека их напутственные голоса Николай Шипков.
            А еще Николай Васильевич вспоминает, как после окончания консерватории, в 1965 году, ему дали назначения в Полтавскую областную филармонию на должность художественного руководителя вокально-хореографического ансамбля "Радуга". Пришлось молодому специалисту сразу поехать в Киргизию, где гастролировал его ансамбль. За короткий срок сделал несколько программ, с которыми и продолжал гастролировать по всему Советскому Союзу. За это время зарекомендовал себя как способный хормейстер, который точно понимает голос, психику и индивидуальность каждого певца. В 1967 году Николай Васильевич вернулся из Полтавы в Харьков. Полтавчане не отпускали, но победил "Серп и молот". После письма дирекции был назначен на работу дирижером народного хора.
               Н. В. Шипков никогда не следует за эмоциями, а создает их собственными средствами музыкально-художественной выразительности. Его глубоко человечное искусство соответствует духу эпохи, его темпоритму и интонациям; составляет основу творческой концепции, подчеркивая именно назначение искусства.
              – Считаю себя счастливым человеком, потому всю творческую жизнь, которая превышает полвека, безотрывно служу любимому делу. Оно дарит мне незабываемые встречи с замечательными мастерами, – говорит ветеран музыкальной жизни Украины Николай Шипков.
               Словно драгоценные камни, талантливым Шипковым были собраны подборки украинских и русских народных песен. В каждой из них Николай Васильевич отыскивал убедительные оттенки звучания и интонации. Художник мастерски создавал бытовые колоритные сцены, с блеском передавая характер и образы фольклора двух народов – украинского и русского. В каждой песне как бы чувствуется пространство украинских степей. Надо лишь уметь переносить слушателей в поэтический мир народных сказаний и в мир сдержанных образов классики.

               Природа, кроме собственно ансамблевых умений, щедро одарила его искусством психологического воздействия на каждого солиста. Замечательное аккомпаниаторское чувство стало составной частью высоких художественных результатов в коллективе. Зная природу таланта Н. Шипкова, можно только удивляться, как в нем одном сочетаются творческое беспокойство с лирикой творческого настроения.
                Николай Васильевич Шипков с удовольствием вспоминает пройденный сложный жизненный путь. Что тут говорить? Всего было... Что-то не сразу сложилось, а что-то не получалось, как хотелось. И из всех ситуаций он выходил победителем. Показывал своим ученикам и студентам пример добросовестного отношения к избранному делу. А концертмейстером выступает всегда сам, потому что мастерски владеет инструментом. Достигает высоких художественных результатов, имея большое аккомпаниаторское чутье на баяне.

    …Вполне определенно вспоминаются времена, когда он только начинал руководить хором во Дворце культуры Харьковского завода "Серп и молот". В эту весну проходит полувековой юбилей этого хора, а Николай Васильевич – его почти бессменный руководитель…

     

    Вячеслав Рысцов
    Заслуженный деятель искусств Украины, член НСПУ.

     

     

     


    Приглашение!
    Приглашаем в хор молодых талантов. Прослушивание: среда – 16.30, воскресенье – 13.30, по адресу г. Харьков пл. Площадь Героев Небесной сотни 19А, Муниципальный центр культуры и искусства (ДК Строителей), комната № 22.
    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    | Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz |